Вс. Янв 23rd, 2022

Банк России стремится оценивать полезность и риски для потребителей новых банковских, страховых, инвестиционных и других финансовых продуктов перед их запуском или обновлением. Это предотвратит продажу продуктов, которые не приносят очевидных выгод для потребителя, а предназначены только для максимизации прибыли финансовых компаний, поясняет регулирующий орган, опубликовавший консультативный отчет по этому вопросу.

Центральный банк отмечает, что эта оценка является частью концепции управления продуктом. Во многих странах он уже стал основным инструментом защиты потребителей. В консультативном отчете проиллюстрированы возможные подходы к его реализации на российском рынке.

Чтобы предложить потребителю нужный продукт, финансовые компании должны изучить целевую аудиторию и ее потребности, а также раскрыть риски, утверждает Центробанк. Важным критерием оценки продукта является вероятность дополнительных затрат, комиссионных, потери вложенных средств или неполучения выручки по условиям контракта. Регулятор также предлагает следить за продажами нового продукта, чтобы выявлять проблемы на ранней стадии и вносить необходимые изменения.

Центральным вопросом является выбор модели оценки и степень участия в ней регулирующего органа, поскольку от этого зависит сопоставимость полученных результатов и их распространение. В отчете предлагается обсудить как вариант, при котором участники рынка сами оценивают риски для потребителей своих финансовых продуктов, так и метод централизации этих процессов, а также возможные комбинации двух подходов.

«При выходе на рынок необходимо проверить, подходит ли данный кредит, депозит, инвестиционный инструмент или страховка для конкретной категории клиентов, насколько ясна и прозрачна система ценообразования и комиссионных», – говорит Михаил Мамута, руководитель отдела Служба защиты прав потребителей и доступности финансовых услуг Банка России. «Это позволит избежать появления на рынке предложений, которые принесут людям только разочарование и потерю денег».