Пн. Дек 6th, 2021

Банк России опубликовал основные тезисы “Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и на 2023 и 2024 годы”. Документ был разработан регулятором в сотрудничестве с правительством. Начиная со следующего года, документ будет публиковаться ежегодно.

Напомним, что проект “Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и на 2023 и 2024 годы” был представлен в июле этого года, в октябре стало известно, что он доработан.

Финансовый рынок продолжал расти в 2019-2021 годах, пережив экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, сообщает регулятор. Отношение активов финансовых учреждений к ВВП составило 126,6% в 2021 г. Основную долю рынка по-прежнему занимают банки и банковские продукты. В конце первого полугодия 2021 года доля активов банков в общих активах финансовых учреждений составила 76,9 процента.

Среди тенденций развития финансового рынка Центральный банк отмечает усиление роли некредитных финансовых институтов, которые приобрели значительное количество клиентов в сфере брокерского обслуживания и доверительного управления. “Все больше и больше граждан интересуются рынком капитала. Это дополнительная финансовая возможность для экономики в будущем, но и риск, связанный с отсутствием инвестиционного опыта у новых инвесторов”. – пишет регулятор.

Другой тенденцией является появление, благодаря быстрому развитию технологий, новых участников финансового рынка и инновационных услуг, а также активное создание экосистем на основе финансовых и нефинансовых учреждений, предоставляющих финансовые услуги. Как отмечает Центральный банк, это влечет за собой необходимость их регулирования.

В докладе отмечается, что развитие технологий также сопровождается новыми видами мошенничества и незаконной деятельности.

“Новым вызовом для финансового рынка является глобальная тенденция к декарбонизации промышленности. Среди внешних явлений следует учитывать и геополитические вызовы”. – пишет регулятор.

В документе сформулированы три цели и восемь направлений развития финансового рынка.

Учитывая происходящие изменения, Банк России и правительство поставили следующие задачи политики развития финансового рынка на ближайшие три года

  1. Повысить доверие розничных потребителей и инвесторов к финансовому рынку путем усиления его защиты, повышения финансовой грамотности и увеличения доступности финансовых услуг.
  2. Развитие современного финансового рынка для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях и эффективных платежных услугах.
  3. Обеспечение финансовой стабильности – бесперебойное функционирование финансового рынка, в том числе в стрессовых условиях.

“Текущие задачи связаны с целями национального развития. Банк России и правительство исходят из того, что развитие финансового рынка должно, прежде всего, служить интересам общества, повышать благосостояние граждан и способствовать экономическому развитию страны, поэтому потребности и интересы граждан и экономики стоят на первом месте”. – говорится в материале.

С учетом выбранных целей и происходящих изменений на финансовом рынке Банк России определил восемь ключевых направлений его развития (более подробно о каждом из них регулятор рассказывает в материале):

  1. Улучшение защиты потребителей финансовых услуг и инвесторов и повышение финансовой грамотности.
  2. Поддержка цифровизации.
  3. Повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса.
  4. Содействие конкуренции на финансовом рынке.
  5. Обеспечить финансовую стабильность.
  6. Повышение вклада финансового рынка в достижение Целей устойчивого развития и трансформацию ESG российских предприятий.
  7. Продвижение долгосрочного финансирования (длинные деньги).
  8. Развитие регулирования секторов финансового рынка.

“В ближайшие три года Банк России будет отслеживать динамику удовлетворенности потребителей взаимодействием с финансовыми организациями, отслеживать уровень цифровизации финансовых услуг и изменение размера активов финансового рынка по сравнению с размером экономики. Развитие финансового рынка также будет оцениваться с точки зрения его устойчивости. Это позволит нам понять, растет ли активность финансового рынка, высокое ли качество услуг и надежен ли финансовый рынок для всех участников.” – заявил центральный банк в своем отчете.

В частности, в нем говорится, что сводный индекс удовлетворенности населения работой финансовых учреждений, финансовых продуктов (услуг) и каналов финансового обслуживания составляет 49,7 пункта (по состоянию на май 2021 года), уровень цифровизации финансовых услуг для физических и юридических лиц – 70,5% и 64,9% соответственно (по состоянию на первое полугодие 2021 года). Ожидается, что эти показатели будут расти, как и отношение активов финансовых учреждений к ВВП.

 44 total views,  2 views today